На лицевой стороне марки различают:
изображение (рисунок) и декоративные элементы — однокрасочные или многокрасочные;
текст основной, регламентированный Всемирной почтовой конвенцией: название государства и номинал (стоимость) марки;
текст дополнительный: назначение марки, повод и дата выпуска, лозунг, цитата и т. п.
рамку, линейную или декоративную, ограничивающую изображение;
цветной фон;
поле (от рамки до основания зубцов);
зубцы, или просечку, или линию разреза;
сигнатуру (имприматуру): обозначение имен художника и гравера;
импрессум: обозначение полиграфического предприятия, номера заказа, даты выпуска и порядкового номера марки и т. п.
Иногда марки имеют купон, надпечатку, прокол компостерный.
На оборотной стороне марки имеются:
клеевой слой (у негашеных марок);
впечатанные контрольные цифры и знаки;
напечатанный текст (в редких случаях).
Текст марки обычно предельно краток. Самый длинный текст (из 72 слов) —на почтовом блоке № XXVII, выпущенном ГДР в 1970 г. На нем помещена выдержка из клятвы бывших узников фашистского концлагеря Бухенвальд.
Встречаются марки без текста. Например, на марках царской России не было названия государства: считалось, что его заменяют государственный герб или изображение главы государства. Нет названия государства и на марках Англии. Иногда отсутствие названия государства объясняется политическими причинами. Так, Северо-германский почтовый союз выпустил в 1870 г. марки без текста (№ 1—7) для оккупированной прусскими войсками территории Франции.
Обычно текст марки дается на языке выпустившей ее страны, иногда, что соответствует требованиям Всемирной почтовой конвенции, — латинским шрифтом (например, България или Bulgaria). Если в стране пользуются двумя языками, то либо тексты марок даются на двух языках (так, в Бельгии на фламандском и французском), либо выпускаются марки параллельно на двух языках (например, бывшая английская колония Южная Африка: на африкаанс и английском).
«Многоязычными» являются марки Организации Объединенных Наций. На большинстве из них даются надписи на пяти официальных языках ООН: английском, испанском, китайском, русском и французском.
В Швейцарии, где говорят на трех языках, на марках печатается латинское название страны (Helwetia).
Тексты на обороте марок:
поясняют или дополняют лицевую сторону марки. Например, на лицевой стороне марки Никарагуа № 1601 (1970) изображен советский вратарь Л. Яшин, а на обороте напечатано: «Лев Яшин СССР и «Динамо», Москва, 85 международных игр»;
рекламируют частные фирмы. Так, на обороте марок Новой Зеландии (после 1880 г.) помещались разные рекламные тексты. Например, «Тройбридж, Миллер и Рейх, Веллингтон. Контрагенты по объявлениям на марках и телеграммах»;
изменяют номинал или назначение марки. Например, марки Западной Венгрии № 20—30 (1921) имеют на обороте текст: «50% надбавки в пользу главного командования;
носят служебный характер. Например, на обороте марки Вюртемберга № 52 (1879) напечатано: «Непродажная», так как марка использовалась только для внутренних нужд почты.
Номинал марки проставляется, согласно постановлению Всемирной почтовой конвенции, арабскими цифрами. Обозначение валюты не обязательно. На марках с надбавкой к номиналу цифра почтового сбора должна отчетливо отличаться от надбавки: обычно эти цифры разной величины.
Встречаются марки без номинала. Это бесплатные марки периода инфляции или денежной реформы (РСФСР, №50—53, 1922).
Номинал марки, как правило, отвечает стоимости почтового сбора. Надбавка, если она имеется, включается в номинал. Юридически номинал показывает не стоимость самой почтовой марки, а оплаченную авансом стоимость почтовой услуги. В этом смысле марка является почтовой квитанцией. Так как часто марка используется не сразу, то она может считаться долговым обязательством почты.
Купон — дополнение к марке. Обычно отделяется от марки перфорацией. Используется в агитационно-пропагандистских, инструктивных, рекламных и других целях (иногда для контроля). На купонах помещаются рисунки, эмблемы, памятные даты, лозунги, цитаты и т. п. Купон может находиться с любой стороны марки, а также между двумя марками. Обычно имеет формат марки.
Марка может иметь разные купоны. Например, треугольная марка Румынии № 1695 (1957) «VI всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве» выпущена с купонами, на которых текст «мир и дружба» напечатан на одном из 20 языков.
Если в качестве купона использовано верхнее или нижнее поле марочного листа, то оно обычно по величине меньше марки.
Дорожка делит марочный лист в горизонтальном или (и) вертикальном направлении и состоит из перфорированных полосок, служащих для разрезания листа. На них иногда печатаются штриховка, зигзагообразные линии, кресты, цифры, эмблемы типографии и т. п.
Надпечатка используется для обозначения названия вновь возникшего государства, новой валюты, в память крупных событий (например, на советской марке № 2092 надпечатка о запуске первого в мире искусственного спутника Земли) и др. В основном же цель надпечатки — обозначить новый номинал или назначение марки. Как правило, надпечатка — это текст.
В некоторых случаях надпечатка представляет собой рисунок, орнамент и т. д. В 1922—1923 гг. на марках дореволюционной России 1909—1917 гг. была сделана надпечатка пятиконечной звезды, текста «РСФСР» и нового номинала.
Немые (без текста и рисунка) надпечатки служат для закрытия изображения или текста на марке. После второй мировой войны на территории Германии некоторое время имели хождение старые марки, изображения на которых были закрыты немыми надпечатками различной формы.
По способу изготовления различают надпечатки: машинные, ручные (или штемпельные), реже — нумераторные и рукописные (рукописные — редко). Так, в связи с намечавшимся в 1919 г. первым трансатлантическим перелетом, на марке Ньюфаундленда № 98 была сделана машинная надпечатка. Для второй попытки (тоже неудачной) на марке № 98 текст надпечатки, видимо, за недостатком времени был написан вручную: «Воздушная атлантическая почта Дж. А. Р.». Удачной оказалась только третья попытка перелета, для которого была выпущена марка (№ 53) опять с машинной надпечаткой.
Прокол компостерный или перфорация фигурная применяется учреждениями, предприятиями и частными фирмами, имеющими большой запас марок, для предотвращения их хищения или неправильного (неслужебного) использования. Обычно имеет форму букв, инициалов, монограмм, цифр или (реже) фигур и рисунков. За рубежом марки с проколами называют перфинами.
В некоторых странах почта регулирует нанесение фигурной перфорации, устанавливая допустимый диаметр отверстия прокола (в Польше — не более 1 мм) или размер площади прокола (в США — не более 12 Х 12 мм, во Франции — не более 1/3 площади рисунка марки).
В последнее время коллекционеры проявляют повышенный интерес к маркам с проколами, назначение и содержание которых являются мало изученной областью филателии. На марках Германии к 1975 г. выявлено 10200 типов разных проколов, в том числе в форме буквы А более 400 типов! Всего в мире, по приблизительным подсчетам, имеется до 40000 разных перфинов. Их расшифровка является трудным делом.
Иногда прокол использовался почтой для служебных целей. Крестообразная перфорация на служебных марках Сальвадора (1899—1900) означала превращение их в обычные. Наоборот, Т-образный прокол на обычных марках Туниса (1888 и позднее) делал их временными доплатными марками.
Форма (очертания) марки. Наиболее распространены и удобны в обращении прямоугольные — горизонтальные и вертикальные — марки. Кроме того, марки бывают треугольные, ромбовидные, трапециевидные, многоугольные, круглые, овальные и негеометрические. Так, Сьерра-Леоне выпустила марки № 63—90 (1964), очертания которых воспроизводят контур географической карты страны; Гибралтар — марки № 225—228 (1969) в форме профиля Гибралтарской скалы; Тонга — марки, имеющие контуры кокосовых орехов, бананов и даже… часов!
Формат (размер) марки определяется в миллиметрах: для прямоугольных марок по ширине и высоте от края до края марки (по разделительной линии); для блоков — от края (обреза) до края; для круглых марок — по диаметру; для негеометрических — по наибольшей ширине и высоте.
Малоформатными считаются марки размером 18Х 15 (~), крупноформатными марки размером 40 Х 22 мм (~).
Признаки безупречной по качеству коллекционной марки:
хорошо центрированное изображение, т. е. одинаковые по ширине поля» правильной формы несмятые зубцы; незатронутая рамка или видимая со всех сторон линия разреза (у беззубцовых марок);
ровный и без трещин клеевой слой (у негашеных марок);
бумага без нарушающих ее структуру и поверхность вкраплений и других дефектов: пятен, складок, сгибов и тонких мест («окон»);
штемпель гашения, не закрывающий изображение марки, четкий, нерасплывшийся, без следов жира на марке.